Послевоенный спад экономики Японии, низкий уровень жизни не позволяли большинству населения страны делать дорогие покупки, включая автомобили. Довольствоваться можно было только простыми мотоциклами. Устранить проблему решили запуском в серийное производство небольших автомобилей экономкласса с низкой стоимостью и льготами для покупателей, которые называются кейкар.
Что представляли собой первые модели kei-cars
Выпущенные в 1949 году автомобили имели небольшой размер кузова и только 150 кубов объема двигателя. Постепенно данный показатель рос и к середине 50-х достиг 360, что отразилось даже в названиях отдельных марок машин. Пальму первенств среди кейкаров в то время удерживала Subaru 360, которую прозвали «божьей коровкой». Ее вес составлял всего 410 кг. У покупателей имелся даже выбор между кабриолетом, универсалом, стандартным родстером и парой заряженных моделей.
Первая коробка переключения передач была трехступенчатой, впоследствии ее довели до 4-х и добавили даже робот Auto Clutch. На разгон Subaru до 100 км требовалось около 37 секунд. Данная модель продержалась 12 лет, хотя и наполнила рынок дешевыми автомобилями-малышками.
Новая представительница кейкаров Honda N360 стала выходить с конвейера несколько позже и уже радовала автоматической коробкой передач. В 70-е годы стали появляться спортивные модели данного класса с достаточно большой мощностью двигателей по меркам того времени – до 39 «лошадей».

Ударом для кейкаров стали введенные правительством страны ограничения по экологическим стандартам транспортных средств, а также отмена ряда льгот для собственников автомобилей данного класса. Некоторые концерны, включая Хонду, Мазду, прекратили выпуск kei-cars и ушли с популярного сегмента рынка, сохранив производство только коммерческого транспорта данного вида.
Борьба за кейкары как класс в рамках лимитов объема двигателя
Ограничения, с которыми столкнулись производители кейкаров, привели к сокращению производства. Выполнить экологические стандарты для двигателя с объемом в 360 кубов оказалась не под силу для большинства моделей, что вызывало сильное напряжение в сфере. Справиться с задачей получилось только у Subaru Rex SEEC-T.
Ситуацию несколько улучшили послабления правительства с введением в 1976 году лимита для кейкаров в 550 кубов для двигателя. Это позволило производителям перевести дыхание и приступить к выпуску новых автомобилей с усовершенствованными характеристиками. Публике были представлены сначала модели с объемом 490 кубов, а чуть позже – 550. Продажи снова стали расти, достигнув рекордных 700 тысяч в год.

Новый импульс для развития был получен в 1990 году, когда вступили в действие новые правила. Для кейкаров объемы увеличили до 660 кубов. Также позволили удлинить кузов на 100 мм. На этом фоне начался бум производства с заполнением рынка автомобилями с качественной японской электроникой. Увеличение мощности до 63 лошадиных сил перевело
кейкары на более высокий уровень развития. Стали появляться спортивные, семейные, молодежные модели. Хотя при этом в основном сохранялись стандартные пропорции кузова, параметры автомобилей, что было связано с жесткими требованиями техрегламентов.
Наиболее яркие представители спортивных кейкаров рубежа веков
Хотя, на первый взгляд, kei-cars и спорт – вещи несовместимые, однако предприимчивые японцы смогли продвинуть своих малышек на данном поприще. Среди нескольких удачных моделей чаще всего упоминают:
- Honda Beat – двухместный родстер с мощностью в 64 лошадиных силы, 5-ступенчатой механической коробкой переключения передач, задним приводом. Относится к легкой категории кейкаров.
- Daihatsu Copen – компактный родстер с передним приводом, турбиной, 64 лошадиными силами. В Европе был распространен несколько модифицированный вариант из-за проблем с экологическими стандартами.
- Suzuki Cappuccino представляет собой более серьезную модель кейкара с турбонаддувом и интеркулером. Имеется 5-ступенчатая механика и 3-ступенчатый автомат, двигатель размещен под передним капотом, используется задний привод.

Особенностью последнего автомобиля также являются алюминиевые капот и крыша.
Современное состояние рынка кейкаров
Из 77 млн зарегистрированных в Японии автомобилей более 30 млн приходится на kei-cars. Это приводит к перенасыщенности рынка, проблемам для производителей машин других классов. Правительство пытается урегулировать проблему путем ограничения льгот, которые действуют для покупателей кейкаров.
Другим вызовом для маленьких автомобилей по-прежнему являются технические нормы и регламенты. Стремление покупателей к использованию функционального оборудования приводит к увеличению массы кейкаров, которая для некоторых моделей доходит до тонны. Это ломает предусмотренные требования по параметрам.

Создал проблемы для класса кей-авто и скандал с Mitsubishi, связанный с махинациями вокруг расхода топлива. Ситуация связывалась со всей линейкой kei-cars компании и грозила ударить по производству экономичных моделей в целом по стране.
Японцы переживают за своих любимцев, ставших визитной карточкой страны. Крайне нежелательно, чтобы популярные крошечные автомобили превратились в музейный экспонат и перестали радовать жителей Страны восходящего солнца.